В некоторой степени это происходит под давлением правительств стран с развитой экономикой, некоторые из которых уже объявили крайний срок прекращения продажи новых автомобилей, загрязняющих окружающую среду.
В рамках своего «Плана зеленой промышленной революции из десяти пунктов» британское правительство объявило еще в 2019 году, что продажа новых бензиновых и дизельных автомобилей и фургонов прекратится к 2030 году, а к 2035 году малотоннажный транспорт должен выбрасывать нулевые выбросы. .
В конце прошлого года президент США Джо Байден подписал указ, требующий от федерального правительства прекратить закупку автомобилей, работающих на ископаемом топливе, к 2035 году, чтобы стимулировать электрическую мобильность.
В прошлом месяце Австралийская столичная территория стала первым австралийским штатом, объявившим о прекращении продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2035 года в целях сокращения выбросов углерода.
Евросоюз одобрил в конце июня предложение прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2035 года, при этом Европа постарается минимизировать свои выбросы углекислого газа. Это стало ясно после встречи министров окружающей среды 27 стран-участниц в Люксембурге.
Решение ЕС соответствует декларации Конференции ООН по изменению климата (COP26), состоявшейся в Глазго в ноябре прошлого года. В документе объявлено о сотрудничестве между правительствами и бизнесом для перехода к продаже новых автомобилей и фургонов с нулевым уровнем выбросов к 2040 году во всем мире и не позднее 2035 года на ведущих рынках.
Предложение Еврокомиссии было представлено еще в июле 2021 года, и его одобрение будет означать полный переход на электромобили в ЕС с 2035 года, напоминает телеканал France 24.
Эта мера направлена на поддержку достижения климатических целей Союза по достижению полной углеродной нейтральности к 2050 году.
План по прекращению продажи новых автомобилей с обычными двигателями после 2035 года также включает более жесткие цели по сокращению выбросов от новых автомобилей с 2030 года. Цели определены как процентное сокращение по сравнению с 2021 годом, поясняет Европейская комиссия на своем сайте.
Согласно решению, принятому Европейским парламентом, цели по сокращению выбросов углерода к 2030 году составляют на 55 процентов меньше для новых автомобилей и на 50 процентов для новых фургонов. В 2026 году Европейская комиссия оценит прогресс по ним.
«Это большая проблема для нашей автомобильной промышленности», — признала министр энергетики Франции Агнес Панье-Рунаше. Она также добавила, что это было «необходимостью», учитывая конкуренцию со стороны Китая и США, которые делают большие ставки на электромобили, считающиеся будущим автомобильной промышленности.
Тем временем Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) призывает депутатов Европарламента и министров ЕС по вопросам экологии учитывать все факторы неопределенности, с которыми сталкивается отрасль, готовящаяся к масштабным преобразованиям. По данным европейской ассоциации, цели чрезвычайно сложны и могут быть достигнуты только при значительном увеличении инфраструктуры зарядки электромобилей.
«Автомобильная промышленность внесет полный вклад в достижение цели создания Европы с нулевым выбросом углерода к 2050 году, — сказал Оливер Чипсе, президент ACEA и генеральный директор BMW. срок регулирования, выходящий за пределы текущего десятилетия, «на этом раннем этапе является преждевременным. Вместо этого необходим прозрачный обзор, чтобы установить цели на период после 2030 года, добавил Ципсе.
Как реагируют автомобильные компании
Ввиду тенденций к увеличению продаж электрических моделей и шагов, предпринятых правительствами для снижения загрязнения воздуха, многие лидеры мировой автомобильной промышленности объявили о намерении прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Volvo Cars планирует сделать половину своих новых моделей электрическими к 2025 году, а к 2030 году полностью перейти на полностью электрические автомобили.
«Фольксваген» (Volkswagen Group) прогнозирует, что к 2030 году количество электромобилей достигнет 70 процентов всех вновь выпускаемых моделей марки. Porsche, входящая в состав Volkswagen, перейдет на полностью электрические автомобили или подключаемые гибриды к 2035 году, а Audi, также входящая в немецкую группу, — к 2033 году. Представитель компании, которого цитирует специализированное интернет-издание «Автоньюс», назвал план ЕС «амбициозной, но достижимой целью», а также заявил, что переход на электромобильность «необратим».
Mercedes-Benz также приветствовал этот план. «К 2030 году мы готовы перейти на полностью электрические модели там, где это позволяют рыночные условия», — сказал dpa глава группы по внешним связям Эккарт фон Кладен.
К 2035 году General Motors будет иметь полностью электрический модельный ряд, а к 2040 году планирует стать углеродно-нейтральным.
«Ленд Ровер-Ягуар» (Land Rover-Jaguar) ставит своей целью спустить с конвейера либо подключаемые гибриды, либо электромобили к 2030 году, а для моделей под названием «Ягуар» этот срок передвинули вперед — на 2025 год.
Ford поставил крайний срок перехода на производство подключаемых гибридов или электромобилей — 2026 год, а с 2030 года все новые автомобили марки будут приводиться в движение исключительно аккумуляторными батареями.
В «Стеллантис» (Stellantis) планируют свой каталог новых предложений включить 70 процентов электрических или подключаемых моделей к 2030 году.
BMW хочет, чтобы к 2030 году по крайней мере половина ее новых автомобилей работала исключительно от аккумуляторов, и к тому же году ее компания Mini, как ожидается, выпустит полностью электрические новые модели. Немецкий автопроизводитель не установил дату окончания выпуска своих обычных моделей.
«Рено» (Renault) намерена производить 65 процентов автомобилей с нулевым уровнем выбросов, подключаемых гибридов или гибридных электромобилей к 2025 году, а к концу десятилетия они должны достичь 90 процентов всего производства.
Daimler стремится, чтобы до 25 процентов всех его новых автомобилей питались от аккумуляторов.
В апреле 2021 года Honda стала первым японским автопроизводителем, объявившим о намерении отказаться от бензиновых и дизельных автомобилей к 2040 году. «Мы отказываемся от обычных двигателей, но по-прежнему сосредоточимся на гибридах, и это будет нашей сильной стороной в 2030 или даже 2035 году», — сказал генеральный директор Honda Тошихиро Мибе, которого цитирует Financial Times.
К 2030 году Toyota планирует ежегодно продавать 1 миллион полностью электрических автомобилей. Однако полностью отказываться от классических двигателей компания не намерена. «Враг — это углерод, а не двигатель внутреннего сгорания», — неоднократно заявлял президент компании Акио Тойода.
Исключения
В то же время ЕС одобрил продление на пять лет освобождения от обязательных мер для так называемых «нишевых» автомобильных компаний — марок, выпускающих менее 10 000 автомобилей в год. Это положение, которое иногда называют «исправлением Ferrari», принесет пользу, в частности, люксовым брендам.
По просьбе некоторых государств-членов, включая Германию и Италию, ЕС также согласился рассмотреть возможность использования альтернативных технологий, таких как синтетическое топливо и подключаемые гибриды, если они могут обеспечить полное устранение выбросов парниковых газов.
Хотя немецкая промышленность годами настаивала на разработке синтетического топлива, эта технология еще не достигла той стадии, когда ее можно было бы экономически оправдать. Производство этого вида топлива дорого и требует значительного количества энергии. Из-за этого синтетическое топливо считается гораздо менее практичным, чем батареи, по мнению многих аналитиков и политиков, отмечает Politico.
Однако у перехода к производству полностью электрических автомобилей к 2035 году есть и противники. «Я считаю решение о фактическом запрете двигателя внутреннего сгорания неправильным», — заявил министр финансов Германии Кристиан Линднер на встрече с представителями отрасли в конце июня. После давления со стороны «зеленых» и Еврокомиссии он все же принял вариант, воспринятый как компромисс, фактически означавший окончательную «смерть» двигателя, работающего на ископаемом топливе.